Поздравляем с заслуженной наградой финалистов и желаем дальнейших успехов!
В период с 7 по 13 июля 2021 года в г. Ялта Республики Крым состоялась Международная Летняя школа для учителей родного, в том числе русского, языка (далее - Летняя школа). Летняя школа была проведена Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка и Научно-исследовательским центром национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС в рамках проекта «Всероссийский форум культур и языков народов России», финансируемого Фондом Президентских грантов при поддержке партнеров: Фонда содействия продвижению русского языка и образования на русском, АНО «Центр гражданского образования» Республики Калмыкия, ФНКА «Украинцы России», Чувашского национального конгресса, Региональной армянской национально-культурной автономии Республики Крым, Некоммерческого партнерства «Содружество общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».
Летняя школа проводилась с целью совершенствования у педагогов родного, в том числе русского, языка профессиональных компетенций, способствующих сохранению культур народов России с использованием диалога культур и направленных на укрепление межнационального согласия в поликультурном социуме. В рамках Летней школы обсуждались лучшие методические практики.
Всего в работе Летней школы приняли участие 40 учителей из 20 субъектов Российской Федерации, в том числе учителя города Ялта, а также педагоги из Республики Беларусь и Донецкой Народной Республики.
К участию в Летней школе были приглашены лучшие педагоги, проявившие себя в реализации проекта: «Всероссийский форум культур и языков народов России». Это и педагоги, участвовавшие в мероприятиях проекта: в творческих мастерских в Республиках Чувашии и Марий Эл, и в Форуме педагогического мастерства в г. Москва, а также члены Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, победители и призеры «Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка».
В первый день работы состоялась церемония торжественного открытия Летней школы. Ольга Артеменко прочитала установочную лекцию раскрывающую методологию современной языковой образовательной политики. В ходе работы Летней школы спикеры-специалисты (Л. Фролова, А. Ильясова, Д. Петрухина) в сфере преподавания уроков по родному языку и литературе провели семинары-практикумы для учителей родного, в том числе русского, языка: "Преподавание русского языка и литературы в условиях поликультурной среды", "Литературный перевод как метод развития творческого потенциала обучающихся в условиях ФГОС", «Интеграция элементов культуры в системы мотивирования и оценивания учащихся».
В рамках программы Летней школы, каждый из педагогов представил мастер-класс по интеграции элементов культуры народов России и диалога культур в содержание урока по родному языку. Например, делегация из Беларуси рассмотрела особенности художественного перевода произведений М. Богдановича на русский и А.С. Пушкина на белорусский язык. Выступающие поделились опытом работы в данном направлении: инновационными методиками перевода и особенностями перевода посредством использования медиатекстов.
В рамках Программы Летней школы состоялся итоговый симпозиум по обсуждению прошедших мастер-классов с выявлением лучших методических приёмов, направленных на укрепление межнационального согласия в поликультурном социуме. В дискуссии были затронуты наиболее актуальные проблемы, которые испытывают учителя в своей работе. В выступлениях прозвучало предложение возродить обучение в начальной школе на родном языке, что было поддержано бурными аплодисментами участников Летней школы. На симпозиуме также остро обсуждался вопрос о нехватке педагогических кадров по родному языку, качество их подготовки, об отсутствии учебников на родных языках по учебным предметам.
Навыки и компетенции, полученные участниками Летней школы, будут транслироваться среди педагогов в субъектах Российской Федерации, способствуя поддержанию единого образовательного пространства.
По итогам Летней школы всем учителям были вручены сертификаты. Участники отметили, что Международная школа учителей родного, в том числе русского, языка стала площадкой инновационных идей, педагогических находок, новых форм и методов работы по изучению родных языков, интеграции элементов культуры народов России с использованием диалога культур в содержание урока по родному языку. Педагоги из разных субъектов Российской Федерации, Беларуси, Донецкой Народной Республики показали, как язык может служить объединению культур и народов. Несомненно, каждый участник Летней школы многому научился у своих коллег, между учителями состоялся настоящий культурно-педагогический диалог. Каждый семинар-практикум, каждый мастер-класс стал началом новых педагогических идей.
Международная Летняя школа для учителей родного, в том числе русского, языка стала ярким воплощением культурного и языкового многообразия России.
Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка - 2020 в 14-й раз прошел в Москве
25 декабря 2020 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации завершил свою работу Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка (далее ВМК) в виде международной научной конференции. Мероприятие провели совместно Научно-исследовательский центр национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Ассоциация учителей родного, в том числе русского, языка.
ВМК проводился в три этапа в заочном и очном форматах. Первый (заочный) этап проводился с 20 мая по 1 июля 2020 г. и включал в себя проведение сбора работ участников в режиме онлайн. Второй (заочный) этап проводился с 1 июля по 1 сентября 2020 г. и включал работу членов жюри по выявлению победителей заочного этапа во всех номинациях и отбор участников третьего очного этапа.
Очный этап проводился в Москве и включал проведение серии деловых мероприятий с участием победителей Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка, а также церемонию награждения победителей конкурса.
Основная цель мероприятия - содействие сохранению и развитию языкового и культурного многообразия народов России. Главная задача - укрепление культурных связей и взаимоуважения между народами России; распространение передового педагогического опыта в области преподавания языков народов России и новаторских подходов к развитию языковой культуры обучающихся.
Ежегодный «Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка» впервые проходил в смешанном формате: с очным участием и онлайн (с подключением участников через платформу Zoom).
В текущем году данное мероприятие получило международный статус, поскольку в конкурсе ВМК-2020 приняли участие учителя из Белоруссии и Луганской Народной Республики. На заочный этап конкурса было зарегистрировано 2125 заявок учителей и обучающихся из субъектов Российской Федерации и СНГ. Из них только 96 учителей стали победителями заочного этапа.
К очному участию в мероприятии были допущены педагоги - победители заочного этапа конкурса. Приглашение для участия в финале получили 36 учителей из субъектов России и СНГ, из которых 29 участников - очно, 7 учителей, в том числе участники из Белоруссии и Луганской Народной Республики участвовали посредством видео-конференц-связи.
В первой части конференции каждый из победителей заочного этапа конкурса, приглашенный на очный, выступил с десятиминутным сообщением о своих методических приемах на уроках преподавания родного языка, о методике преподавания языков народов России в статусе родных языков с опорой на знания, полученные при изучении русского языка, методике преподавания русского языка в статусе родного, а также о формировании общероссийской гражданской идентичности с опорой на этническую. Педагоги участвовали в мероприятии в национальном костюме. Участники мастер-класса показали высокое педагогическое мастерство.
Вторая часть конференции - научная онлайн сессия «Территория дискуссий: этнокультурная направленность в школьном образовании» - была посвящена обсуждению проблем языковой образовательной политики в субъектах РФ. Участники рассказали о языковой ситуации в своем субъекте и о возникающих проблемах в процессе преподавания и изучения языков народов России.
Следует отметить, что Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка проводился в 14-й раз. Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского языка, стал федеральной площадкой, объединяющей учителей общеобразовательных организаций, деятельность которых направлена на сохранение языков и культур народов России, формирование межнационального согласия, общероссийской гражданской идентичности. В связи с этим Ассоциация учителей родного, в том числе русского языка учредила медаль «За вклад в сохранение и развитие родного, в том числе русского, языка». В этом году медалью были награждены Дейкина Алевтина Дмитриевна, профессор Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук - председатель жюри; Егорова Анна Семёновна, и.о. заведующего кафедрой этнокультурного образования Чувашского республиканского института образования, канд. филол. наук, доцент; Иксанова Лидия Геннадьевна, директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Национальная Президентская школа-интернат»; Степанов Александр Марсович, учитель чувашского языка муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики, Гран-При Всероссийского мастер-класса 2018 г.; Фролова Лариса Львовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназии №1 им. К.Д. Ушинского» г. Симферополя Республики Крым.
В завершении дня состоялось объявление победителей, вручение призов, сертификатов и памятных подарков всем присутствующим участникам "Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка". В соответствии с Положением ВМК-2020 участники-победители были награждены дипломами номинаций конкурса: «Учитель-методист», «Учитель-наставник», специальных номинаций «Воспитатель формирующий интерес к родному языку» (для педагогов дошкольного образования), «Учитель языков коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Разработка урока, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне». Лучшая работа ВМК отмечается ГРАН-ПРИ «Серебряное перо».
Среди педагогов победителем в специальной номинации «Воспитатель формирующий интерес к родному языку» стали Бейдина Светлана Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 19 «Родничок» г. Кудымкара Пермского края; Кискидосова Евгения Сергеевна, воспитатель МБДОУ "ЦРР-д/с "Кристаллик" г. Абакана Республики Хакасия; Симакова Варвара Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида" с. Пажга Сыктывдинского района Республики Коми; Тремасова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ Николаевский детский сад "Солнышко" Николаевского района Ульяновской области; Тукаева Надежда Ивановна, воспитатель МБДОУ "Карамас-Пельгинский детский сад" муниципального образования "Киясовский район" Удмуртской Республики.
В другой специальной номинации «Учитель языков коренных малочисленных народов Российской Федерации» победителями были объявлены Выучейская Парасковья Ивановна, учитель ненецкого языка ГБУ Ненецкого автономного округа "Средняя школа пос. Красное"; Гаврильчик Раиса Мартыновна, учитель мансийского языка МБУДО "Детский этнокультурно-образовательный центр" г. Ханты-Мансийска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; Зинченко Галина Ачувна, учитель ненецкого языка и литературы МБОУ "Школа - интернат СОШ" с. Самбург Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа; Эльтун Марина Александровна, учитель нанайского языка МБОУ «ООШ Бельговского сельского поселения» Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
Победителями в номинации «Учитель-наставник» стали Ахмедова Заграт Мусайхановна, учитель аварского языка и литературы МКОУ «СОШ 3» г. Кизилюрт Республики Дагестан; Габдрахимова Азалия Радиковна, учитель татарского языка и литературы МАОУ «Муллашинская СОШ» Тюменского муниципального района Тюменской области; Гребенюк Диана Алексеевна, учитель коми языка и литературы МОУ «Ручевская СОШ» Усть-Куломского района Республики Коми; Куликова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа-интернат «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»; Максимова Светлана Михайловна, учитель начальных классов МБОУ "Куракинская СОШ" Параньгинского района Республики Марий Эл; Ооржак Сайхо Алексеевна, учитель тувинского языка и литературы МАОО Лицей "Олчей" г. Ак-Довурак Республики Тыва; Старцева Эльвира Александровна, учитель коми языка и литературы МОУ «СОШ с. Большелуг» Корткеросского района Республики Коми; Туманян Эмма Грачиковна, учитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ № 2 имени И.С. Унковского" п.г.т. Воротынск Бабынинского района Калужской области.
В номинации «Учитель-методист» победили Гурецкая Наталья Леонидовна, учитель русского языка и литературы ГУО "Гимназия №17 г. Минска" Республики Беларусь; Кисель Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы БОУ "Троснянская СОШ" Троснянского района Орловской области; Козаченко Ирина Григорьевна, учитель белорусского языка и литературы, методист Государственного учреждения образования "Лельчицкая районная гимназия" Гомельской области Республики Беларусь; Кротова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Государственного учреждения образования "Средняя школа №2 г. Калинковичи" Гомельской области Республики Беларусь; Муллахметова Альбина Ринатовна, учитель башкирского языка и литературы МБОУ "Гимназия им. Т. Кусимова" с. Аскарово муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан; Низамова Назиля Хасановна, учитель башкирского языка и литературы МОБУ «Лицей с. Верхние Киги» муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан; Теркишева Айсура Кимовна, учитель начальных классов МБОУ "Кырлыкская средняя общеобразовательная школа" Усть-Канского района Республики Алтай.
В номинации «Лучшая разработка урока, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне» одержали победу Газзаева Ирина Георгиевна, учитель осетинского языка и литературы МАОУ «Базовая СОШ №7 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением английского языка» города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания; Лукаш Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики "Краснолучская гимназия №1 имени Л. Литвяк".
В конце церемонии награждения были объявлены победители, выявленные по итогам всех конкурсных испытаний.
Третье место поделили Кцоева Марина Туганбековна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3» г. Алагира Республики Северная Осетия-Алания; Симонова Анастасия Юрьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия №177» Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Второе место разделили Авик Юрий Оскарович, учитель русского языка и литературы МКОУ «Городокская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Г.С. Корнева» Минусинского района Красноярского края; Иванова Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ "Юськинская СОШ" Завьяловского района Удмуртской Республики.
Первое место было присуждено Ереминой Ольге Ивановне, учителю начальных классов, эрзянского языка, педагогу - методисту МОУ "Средняя школа с. Кивать имени д.т.н. А.И. Фионова" Кузоватовского района Ульяновской области.
Абсолютным победителем Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского языка - 2020 и обладателем Гран-При «Серебряное перо» стала Ильина Оксана Разиновна, учитель чувашского языка и литературы МБОУ "СОШ №2" г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
Председатель жюри Дейкина Алевтина Дмитриевна, профессор Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, высоко оценила профессионализм всех финалистов, а также организацию и проведение международной конференции.
Запись очного этапа Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского языка можно посмотреть по ссылке: ВМК-2020
Поздравляем с заслуженной наградой финалистов и желаем дальнейших успехов!
В Республике Марий Эл прошла творческая мастерская «Созвучие культур и языков» для педагогов финно-угорской языковой группы и родного языка (русского).
В целях совершенствования профессиональных компетенций педагогов родного, в том числе русского, языка, способствующих сохранению этнокультурного многообразия России, а также направленных на укрепление межнационального согласия в поликультурном социуме, 26 октября 2020 года в Марийском государственном университете состоялась творческая мастерская «Созвучие культур и языков» для учителей родных языков финно-угорских народов, а также родного языка (русского). Мероприятие проводилось Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка в рамках реализации проекта «Всероссийский форум культур и языков народов России», финансируемого Фондом Президентских грантов, при партнерской поддержке Научно-исследовательского центра национальных проблем образования Федерального института развития образования РАНХиГС, Фонда содействия продвижению русского языка и образования на русском, АНО «Центр гражданского образования» Республики Калмыкия, Некоммерческого партнерства «Содружество общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», ФНКА «Украинцы России», Региональной армянской национально-культурной автономии Республики Крым.
В творческой мастерской приняли участие 33 педагогических работника, в том числе 30 учителей, преподающих языки финно-угорской группы и родной язык (русский), а также 3 эксперта по культуре финно-угорских народов. В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией часть педагогов принимала участие в мероприятии в дистанционном формате.
На торжественном открытии творческой мастерской с приветственным словом выступил первый заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл Михаил Зиновьевич Васютин, обративший внимание на важность проведения мероприятий, направленных на межнациональное согласие. Заместитель Министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Галина Степановна Ширяева в своем выступлении отметила актуальность проведения творческой мастерской для учителей родных языков. Михаил Николаевич Швецов, ректор ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», пожелал всем участникам успешной и плодотворной работы.
В первой части мероприятия спикер Ольга Ивановна Артеменко - председатель Правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, директор Научно-исследовательского центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС, чл.-корр. РАЕН, уделила внимание проблеме создания условий в школьной среде, направленных на укрепление межнационального согласия, сохранение языков и культур при изучении родных языков народов России, в том числе родного языка (русского).
Затем участники творческой мастерской прослушали выступления экспертов по культуре финно-угорских народов. Шкалина Галина Евгеньевна, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры культуры и искусств ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», представила доклад на тему «Этнофилософия народа мари в эпических произведениях: культурологические и языковые аспекты». Константинова Валентина Васильевна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики начального и общего образования ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», выступила на тему «Интеграция содержания обучения марийскому языку с историей и культурой народов, проживающих в Республике Марий Эл». Пушкина Наталья Васильевна, директор Республиканского центра марийской культуры, посвятила свой доклад инновационным проектам в сфере обучения марийскому языку. Завершил первую часть мероприятия Чемышев Андрей Валерьевич, младший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева, с презентацией «Электронная инфраструктура миноритарных языков: что делается в Марий Эл?».
Во второй половине творческой мастерской участники разделились на группы для работы в рамках мастер-классов, каждый из которых модерировал один из экспертов по культуре. В рамках групповой работы педагоги имели возможность представить свои методические разработки и обменяться педагогическим опытом. По итогам двух частей мероприятия учителя получили задание разработать конспект урока, содержащего общий финно-угорский культурологический материал и направленного на укрепление межэтнического согласия. Авторы лучших работ будут приглашены к участию во Всероссийском мастер-классе учителей родного, в том числе русского языка, запланированном на февраль 2021 г.
В завершение творческой мастерской всем педагогам и экспертам были вручены сертификаты участия.
В Чувашии состоялась творческая мастерская учителей родных языков тюркских народов, а также родного языка (русского), «Созвучие культур и языков»
В целях совершенствования профессиональных компетенций педагогов родного, в том числе русского, языка, способствующих сохранению культур и языков народов России, а также направленных на укрепление межнационального согласия в поликультурном социуме, 22 сентября 2020 года в Чувашском республиканском институте образования состоялась Творческая мастерская для учителей родных языков тюркских народов, а также родного языка (русского), «Созвучие культур и языков».
Мероприятие проводилось в рамках реализации проекта «Всероссийский форум культур и языков народов Российской Федерации», финансируемого Фондом Президентских грантов Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка, при партнерской поддержке Научно-исследовательского центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Чувашского национального конгресса, Фонда содействия продвижению русского языка и образования на русском, АНО «Центр гражданского образования» Республики Калмыкия, Некоммерческого партнерства «Содружество общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», ФНКА «Украинцы России», Региональной армянской национально-культурной автономии Республики Крым.
В Творческой мастерской приняли участие 45 педагогических работников, в том числе 30 учителей, преподающих языки тюркской группы и родной язык (русский), а также 4 эксперта по культуре.
Работу Творческой мастерской со словами приветствия открыл ректор БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии Юрий Николаевич Исаев. В своей речи он подчеркнул актуальность проведения Творческой мастерской, пожелал всем участникам успешной и плодотворной работы.
Спикер Ольга Ивановна Артеменко - председатель Правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, директор Научно-исследовательского центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС, чл.-корр. РАЕН, уделила внимание проблеме создания условий в школьной среде, направленных на укрепление межнационального согласия, сохранение языков и культур при изучении родных языков народов России, в том числе родного языка (русского).
Программа Творческой мастерской "Созвучие культур и языков" включила в себя презентации разработок экспертов - специалистов по культуре, работу учителей в группах по разработке конкретных методических подходов использования элементов культуры на уроках родного, в том числе русского, языка, презентации разработок уроков и подведение итогов мероприятия.
Накануне Творческой мастерской 21 сентября 2020 года состоялась встреча Спикера Ольги Ивановны Артеменко с экспертами-культурологами, где обсуждалась тема «Общие духовные ценности тюркских народов». В обсуждении данной темы приняли участие эксперты по культуре Николай Иванович Егоров, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник центра регионального развития БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, Эдуард Валентинович Фомин, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин БОУ ВО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии, Елена Алексеевна Лебедева, кандидат филологических наук, доцент, а также Галина Геннадьевна Ильина, кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник филологического направления БНУ "ЧГИГН".
Открыл творческую мастерскую 22 сентября ансамбль «Азамат» песней на русском и чувашском языках
1. Çак çĕре эсир пĕлетĕр-и:
Ватă та вăл; ĕмĕр çамрăк та.
Ăсан туйĕ хÿхĕм çав тери -
Курсан чун киленĕ вăрманта.
Уявра уяв ку çĕршывра,
Ĕçĕпе - хускатĕ вăл тăва!
Кам-ха, кам çак халăха пĕлет:
Вăл çĕр пин сăмахпала пуплет.
Çĕр пин юрă-çемĕ кĕвĕлет,
Çĕр пнн тĕслĕ тĕрĕ вăл тĕрлет...
Пырса курăр - йăлт сирĕнпеле
Хатĕр эп тĕрĕслеме пĕрле.
2. Знаете ли Вы страну такую, Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют -
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник - от души ликуют,
Коль работа - гору дай любую!
Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам - и я готов
Это все проверить с вами вместе.
На Творческой мастерской модераторами выступили Степанов Александр Марсович (1), учитель чувашского языка и литературы СОШ № 40 г. Чебоксары и Диарова Ирина Алексеевна (2), учитель чувашского языка и литературы СОШ № 33 г. Чебоксары.
1. Ырă кун пултăр, хисепле ĕçтешсем, хăнасем
2. Добрый день, уважаемые коллеги, гости.
1. Мы рады приветствовать всех вас на творческой мастерской «Созвучие культур и языков» для учителей родных языков тюркских народов, а также родного языка (русского).
2. Мастерская проводиться на базе Чувашского республиканского институт образования Минобразования Чувашии. Она проходит в рамках реализации проекта «Всероссийский форум культур и языков народов Российской Федерации», финансируемого Фондом Президентских грантов и реализуемого Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка.
1. В творческой мастерской принимают участие 34 педагогических работника, в том числе 30 учителей, преподающих языки тюркской группы и родной язык (русский), 4 эксперта по культуре.
2. Целью творческой мастерской «Созвучие культур и языков» является совершенствование профессиональных компетенций педагогов родного, в том числе русского, языка, способствующих сохранению культур и языков народов России и направленных на укрепление межнационального согласия в поликультурном социуме.
Александр Марсович, скажите, пожалуйста, представители каких регионов РФ присутствуют на творческой мастерской?
1. На нашем празднике культуры присутствуют педагоги из Республики Башкортостан. РахИм Итегез, коллеги!
Приветствуем учителей татарского языка из республики Татарстан и Пензенской области. Рэхим итегез, кадерле кунаклар!
Поприветствуем коллегу из Республики Алтай: Не табыш !
У нас в гостях учителя крымско-татарского языка из республики Крым: «Селям алейкум!»
Приветствуем учителя из республики Кабардино-Балкария: Гюнюгюз яхшы болсун (балкарский)
У нас в гостях учителя из Республики Карачаево-Черкесия: Сау кел.
Поприветствуем коллег из республики Дагестан: )! Кюн ахшы болсун(ногайский)! Гелмизиниз (азербаджанский).
2. И конечно же, учителя чувашского языка и литературы Чувашской республики: Аван-и, ĕçтешсем!
1.Духовным сокровищем каждой нации является её язык, через него отражаются ее традиции, культура и самобытность, поэтому родная речь является предметом национальной гордости.
2. Слово для открытия предоставляется Председателю Правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, директору центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, члену комиссии по образованию и историческому просвещению Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Артеменко Ольге Ивановне.
1. Слово предоставляется ректору Чувашского республиканского института образования Министерства образования и молодежной политике Чувашской Республики, доктору филологических наук Юрию Николаевичу Исаеву.
2. Слово предоставляется председателю комитета по образованию Чувашского национального конгресса Геронтию Лукияновичу Никифорову.
Далее выступление ансамбля «Асамат» с песней на русском и чувашском языке.
1. Родной язык - народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
2.Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить!
1.Итак, творческая мастерская «Созвучие культур и языков» открыта!
2.Всем успешной работы!
За 11 лет Всероссийский мастер - класс стал федеральной площадкой по обмену лучшими педагогическими инновациями, направленными в соответствии с целями общего образования на совершенствование содержания и методики преподавания языков народов России, способствующих сохранению межнационального согласия.
Целью мероприятия является содействие сохранению и развитию языкового и культурного многообразия народов Российской Федерации. Основную задачу мы видим в формировании у подрастающего поколения общероссийской гражданской идентичности на базе сформированного этнического сознания с преобладанием дидактического приема от общего к частному и к общему. ВМК призван способствовать формированию культуры межнационального общения, любви к языкам народов России и желания их изучать, а главное - содействовать повышению статуса учителя родного, в том числе русского языка, распространению инновационных образовательных технологий.
В рамках ВМК ежегодно проводится круглый стол по реализации государственной языковой образовательной политики с обсуждением проблем преподавания языков народов России.
В результате 11-летнего опыта проведения ВМК было опубликовано в четырех монографиях 289 лучших работ по преподаванию языков из числа языков народов России.
В 2018 году в заочном этапе приняли участие 791 человек из них 477 обучающихся и 314 учителей и воспитателей дошкольных образовательных организаций из 45 субъектов Российской Федерации. Данная статистика свидетельствует о том, что практически для половины субъектов Российской Федерации проблематика преподавания и изучения языков из числа языков народов России является актуальной. Из всех республик, за исключением Чеченской, Адыгейской, Карачаево-Черкесской, учителя демонстрировали свои разработки.
Всероссийский мастер-класс 2018 осуществлялся в двух направлениях:
- «Конкурс методических разработок учителей родных языков, включая русский», который проходил по пяти номинациям: «Учитель-новатор»; «Учитель-мастер»; «Учитель-дебютант». В специальных номинациях: «Учитель языков коренных малочисленных народов РФ», «Формирование интереса к родному языку обучающихся дошкольных образовательных организаций» награды присваивались за популяризацию педагогического опыта, за оригинальность методических решений, за высокое педагогическое мастерство.
- «Конкурс творчества учащихся на родных языках, включая русский», который проходил в двух возрастных категориях: 6 - 10 лет и 11 - 16 лет, выявлялись победители по каждой возрастной категории в трех номинациях: «Литературное творчество на родных языках, включая русский», «Чтение на языках народов России школьных программных произведений А.С. Пушкина», «Вокальное творчество на родных языках, включая русский».
Награждение победителей ВМК-2018 проходило на базе Комитета по науке, образованию, культуре Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
В процедуре награждения принимали участие: член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валерий Петрович Марков, доктор социологических наук, профессор, советник Департамента культуры Правительства Российской Федерации Петрова Татьяна Эдуардовна, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Русецкая Маргарита Николаевна, Президент Фонда помощи талантливым детям «Возрождение и Надежда» Ирина Викторовна Богачева, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, председатель исполкома Ассамблеи народов России Абдуганиев Назиржон Насибжонович, руководитель Центра национальных проблем образования РАНХиГС при Президенте РФ Артеменко Ольга Ивановна и члены жюри Всероссийского мастер-класса.
Были награждены следующие учителя-участники мероприятия:
В номинации «За формирование интереса к родному языку» Цыбикжапова Эржена Борисовна, музыкальный руководитель «Центра развития ребенка - детского сада №13 «Радуга» Республики Бурятия.
В номинации «Учитель языков коренных малочисленных народов Российской Федерации» Степанова Мария Денисовна, учитель эвенского языка и культуры Кустурской средней школы им. И.Н. Слепцова».
В номинации «Учитель-мастер» диплом вручается Мерзляковой Надежде Николаевне, учителю удмуртского языка и литературы «Лудорвайской средней школы им. Героя Советского Союза А.М. Лушникова Удмуртской Республики.
В номинации «Учитель-новатор» диплом вручается победителю Ячменевой Марии Александровне, учителю начальных классов средней школы №38 г. Сыктывкара Республики Коми.
В номинации «Учитель-дебютант» диплом вручается учителю коми-пермяцкого языка Ёгвинской общеобразовательной школы, Кудымкарского района Пермского края Томилиной Людмиле Ильиничне.
III место - Михайлова Таиса Михайловна, воспитатель МДОУ "Богородский детский сад" Корткеросского района Республики Коми.
III место - Гаджиева Насибат Зайпуллаевна, учитель даргинского языка МКОУ «Краснопартизанская СОШ» Сергокалинского района Республики Дагестан.
II место - Закиева Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "СОШ №7 г. Йошкар-Олы" Республики Марий Эл.
I место - Ильясова Алина Фатыховна, учитель русского языка и литературы МОБУ «Башкирская гимназия-интернат № 3 г. Давлеканово» Давлекановского района Республики Башкортостан.
В номинации «Народное признание» победителем стала Гаджиева Насибат Зайпуллаевна, учитель даргинского языка МКОУ «Краснопартизанская СОШ» Сергокалинского района Республики Дагестан.
Обладателем Гран-При «Серебряное перо» стал Степанов Александр Марсович, учитель чувашского языка МАОУ «СОШ №40 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Чебоксары Чувашской Республики.
Всем остальным учителям-участникам очного этапа ВМК-2018 были вручены диломы победителя в направлении "Конкурс методических разработок учителей родного, в том числе русского, языка".
В конкурсе принимали участие и обучающиеся, которые заняли следующие места:
В номинации - «Литературное творчество на родных языках»:
II место - Свердруп Антоний Элиас, ученик 10 класса МАОУ «СОШ №39 с углубленным изучением английского языка» г. Казани Республики Татарстан.
I место - Хуснетдинова Диана Равилевна, ученица 9 класса МБОУ "Правдинская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов" Пушкинского района Московской области.
В номинации «Лучшее исполнение на родном языке стихотворения А.С. Пушкина»:
Дипломом победителя была награждена Зубарева Татьяна Григорьевна, ученица 10 класса ЧОУ «Лицей-интернат №6» г. Саратова Саратовской области.
III место - Яковлева Дарья Владимировна, ученица 8 класса МБОУ «СОШ №12» г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
II место - Карманов Антон Дмитриевич, ученик МАОУ «СОШ №38» г. Сыктывкар Республики Коми.
I место - Ернеев Абдуллах Фатихович, ученик 1 класса МБОУ «СОШ с. Индерка» Сосновоборского района Пензенской области
В номинации «Вокальное творчество на родных языках»:
III место - Теппеева Миналдан Мухадиновна, ученица 9 класса МОУ «СОШ №1 им. А.Ж. Доттуева с.п. Кенделен» Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики.
II место - Шумилова Анна Ивановна, ученица 4 класса МБОУ "СОШ № 5" г. Можга Удмуртской Республики.
I место - Гончарова Валерия Георгиевна, ученица 8 класса МАОУ «СОШ № 2» ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.