Автономная некоммерческая организация
ФИРО
ИНПО
.

Институт национальных проблем образования

ПОСТ-РЕЛИЗ ЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РОДНОГО, В ТОМ ЧИСЛЕ РУССКОГО, ЯЗЫКА (г. Ялта Республика Крым)

16 July 2021 г., 11:47

     В период с 7 по 13 июля 2021 года в г. Ялта Республики Крым состоялась Международная Летняя школа для учителей родного, в том числе русского, языка (далее - Летняя школа). Летняя школа была проведена Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка и Научно-исследовательским центром национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС в рамках проекта «Всероссийский форум культур и языков народов России», финансируемого Фондом Президентских грантов при поддержке партнеров: Фонда содействия продвижению русского языка и образования на русском, АНО «Центр гражданского образования» Республики Калмыкия, ФНКА «Украинцы России», Чувашского национального конгресса, Региональной армянской национально-культурной автономии Республики Крым, Некоммерческого партнерства «Содружество общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».

Летняя школа проводилась с целью совершенствования у педагогов родного, в том числе русского, языка профессиональных компетенций, способствующих сохранению культур народов России с использованием диалога культур и направленных на укрепление межнационального согласия в поликультурном социуме. В рамках Летней школы обсуждались лучшие методические практики.

 

Всего в работе Летней школы приняли участие 40 учителей из 20 субъектов Российской Федерации, в том числе учителя города Ялта, а также педагоги из Республики Беларусь и Донецкой Народной Республики.

К участию в Летней школе были приглашены лучшие педагоги, проявившие себя в реализации проекта: «Всероссийский форум культур и языков народов России». Это и педагоги, участвовавшие в мероприятиях проекта: в творческих мастерских в Республиках Чувашии и Марий Эл, и в Форуме педагогического мастерства в г. Москва, а также члены Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, победители и призеры «Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка». 

 

В первый день работы состоялась церемония торжественного открытия Летней школы. Ольга Артеменко прочитала установочную лекцию раскрывающую методологию современной языковой образовательной политики. В ходе работы Летней школы спикеры-специалисты (Л. Фролова, А. Ильясова, Д. Петрухина) в сфере преподавания уроков по родному языку и литературе провели семинары-практикумы для учителей родного, в том числе русского, языка: "Преподавание русского языка и литературы в условиях поликультурной среды", "Литературный перевод как метод развития творческого потенциала обучающихся в условиях ФГОС", «Интеграция элементов культуры в системы мотивирования и оценивания учащихся».

 

В рамках программы Летней школы, каждый из педагогов представил мастер-класс по интеграции элементов культуры народов России и диалога культур в содержание урока по родному языку. Например, делегация из Беларуси рассмотрела особенности художественного перевода произведений М. Богдановича на русский и А.С. Пушкина на белорусский язык. Выступающие поделились опытом работы в данном направлении: инновационными методиками перевода и особенностями перевода посредством использования медиатекстов.

В рамках Программы Летней школы состоялся итоговый симпозиум по обсуждению прошедших мастер-классов с выявлением лучших методических приёмов, направленных на укрепление межнационального согласия в поликультурном социуме. В дискуссии были затронуты наиболее актуальные проблемы, которые испытывают учителя в своей работе. В выступлениях прозвучало предложение возродить обучение в начальной школе на родном языке, что было поддержано бурными аплодисментами участников Летней школы. На симпозиуме также остро обсуждался вопрос о нехватке педагогических кадров по родному языку, качество их подготовки, об отсутствии учебников на родных языках по учебным предметам. 

 

Навыки и компетенции, полученные участниками Летней школы, будут транслироваться среди педагогов в субъектах Российской Федерации, способствуя поддержанию единого образовательного пространства.

 

По итогам Летней школы всем учителям были вручены сертификаты. Участники отметили, что Международная школа учителей родного, в том числе русского, языка стала площадкой инновационных идей, педагогических находок, новых форм и методов работы по изучению родных языков, интеграции элементов культуры народов России с использованием диалога культур в содержание урока по родному языку. Педагоги из разных субъектов Российской Федерации, Беларуси, Донецкой Народной Республики показали, как язык может служить объединению культур и народов. Несомненно, каждый участник Летней школы многому научился у своих коллег, между учителями состоялся настоящий культурно-педагогический диалог. Каждый семинар-практикум, каждый мастер-класс стал началом новых педагогических идей.

Международная Летняя школа для учителей родного, в том числе русского, языка стала ярким воплощением культурного и языкового многообразия России. 


О сайте

Артеменко О.И.
Артеменко О.И.

С чего начинается Родина

Педагогика – вещь тонкая. Именно она, как никакая другая сфера человеческого бытия, определяет будущее. Причем не только отдельного человека, но и страны в целом.