Автономная некоммерческая организация
ФИРО
ИНПО
.

Институт национальных проблем образования

Пост-релиз творческой мастерской «Созвучие культур и языков» (г.Чебоксары, 21-23 сентября 2020 года)

12 October 2020 г., 14:37

В Чувашии состоялась творческая мастерская учителей родных языков тюркских народов, а также родного языка (русского), «Созвучие культур и языков»

В целях совершенствования профессиональных компетенций педагогов родного, в том числе русского, языка, способствующих сохранению культур и языков народов России, а также направленных на укрепление межнационального согласия в поликультурном социуме, 22 сентября 2020 года в Чувашском республиканском институте образования состоялась Творческая мастерская для учителей родных языков тюркских народов, а также родного языка (русского), «Созвучие культур и языков».
Мероприятие проводилось в рамках реализации проекта «Всероссийский форум культур и языков народов Российской Федерации», финансируемого Фондом Президентских грантов Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка, при партнерской поддержке Научно-исследовательского центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Чувашского национального конгресса, Фонда содействия продвижению русского языка и образования на русском, АНО «Центр гражданского образования» Республики Калмыкия, Некоммерческого партнерства «Содружество общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», ФНКА «Украинцы России», Региональной армянской национально-культурной автономии Республики Крым.
В Творческой мастерской приняли участие 45 педагогических работников, в том числе 30 учителей, преподающих языки тюркской группы и родной язык (русский), а также 4 эксперта по культуре. Работу Творческой мастерской со словами приветствия открыл ректор БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии Юрий Николаевич Исаев. В своей речи он подчеркнул актуальность проведения Творческой мастерской, пожелал всем участникам успешной и плодотворной работы .

Спикер Ольга Ивановна Артеменко - председатель Правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, директор Научно-исследовательского центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС, чл.-корр. РАЕН, уделила внимание проблеме создания условий в школьной среде, направленных на укрепление межнационального согласия, сохранение языков и культур при изучении родных языков народов России, в том числе родного языка (русского).

Программа Творческой мастерской "Созвучие культур и языков" включила в себя презентации разработок экспертов - специалистов по культуре, работу учителей в группах по разработке конкретных методических подходов использования элементов культуры на уроках родного, в том числе русского, языка, презентации разработок уроков и подведение итогов мероприятия.

Накануне Творческой мастерской 21 сентября 2020 года состоялась встреча Спикера Ольги Ивановны Артеменко с экспертами-культурологами, где обсуждалась тема «Общие духовные ценности тюркских народов». В обсуждении данной темы приняли участие эксперты по культуре Николай Иванович Егоров, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник центра регионального развития БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, Эдуард Валентинович Фомин, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин БОУ ВО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии, Елена Алексеевна Лебедева, кандидат филологических наук, доцент, а также Галина Геннадьевна Ильина, кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник филологического направления БНУ "ЧГИГН". 

Открыл творческую мастерскую 22 сентября ансамбль «Азамат» песней на русском и чувашском языках 

1. Çак çĕре эсир пĕлетĕр-и:
Ватă та вăл; ĕмĕр çамрăк та.
Ăсан туйĕ хÿхĕм çав тери -
Курсан чун киленĕ вăрманта.
Уявра уяв ку çĕршывра,
Ĕçĕпе - хускатĕ вăл тăва!
Кам-ха, кам çак халăха пĕлет:
Вăл çĕр пин сăмахпала пуплет.
Çĕр пин юрă-çемĕ кĕвĕлет,
Çĕр пнн тĕслĕ тĕрĕ вăл тĕрлет...
Пырса курăр - йăлт сирĕнпеле
Хатĕр эп тĕрĕслеме пĕрле.

2. Знаете ли Вы страну такую, Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют -
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник - от души ликуют,
Коль работа - гору дай любую!
Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам - и я готов
Это все проверить с вами вместе.

На Творческой мастерской модераторами выступили Степанов Александр Марсович (1), учитель чувашского языка и литературы СОШ № 40 г. Чебоксары и Диарова Ирина Алексеевна (2), учитель чувашского языка и литературы СОШ № 33 г. Чебоксары.

1. Ырă кун пултăр, хисепле ĕçтешсем, хăнасем
2. Добрый день, уважаемые коллеги, гости.
1. Мы рады приветствовать всех вас на творческой мастерской «Созвучие культур и языков» для учителей родных языков тюркских народов, а также родного языка (русского).
2. Мастерская проводиться на базе Чувашского республиканского институт образования Минобразования Чувашии. Она проходит в рамках реализации проекта «Всероссийский форум культур и языков народов Российской Федерации», финансируемого Фондом Президентских грантов и реализуемого Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка.
1. В творческой мастерской принимают участие 34 педагогических работника, в том числе 30 учителей, преподающих языки тюркской группы и родной язык (русский), 4 эксперта по культуре.
2. Целью творческой мастерской «Созвучие культур и языков» является совершенствование профессиональных компетенций педагогов родного, в том числе русского, языка, способствующих сохранению культур и языков народов России и направленных на укрепление межнационального согласия в поликультурном социуме.
Александр Марсович, скажите, пожалуйста, представители каких регионов РФ присутствуют на творческой мастерской?
1. На нашем празднике культуры присутствуют педагоги из Республики Башкортостан. РахИм Итегез, коллеги!
Приветствуем учителей татарского языка из республики Татарстан и Пензенской области. Рэхим итегез, кадерле кунаклар!
Поприветствуем коллегу из Республики Алтай: Не табыш !
У нас в гостях учителя крымско-татарского языка из республики Крым: «Селям алейкум!»
Приветствуем учителя из республики Кабардино-Балкария: Гюнюгюз яхшы болсун (балкарский)
У нас в гостях учителя из Республики Карачаево-Черкесия: Сау кел.
Поприветствуем коллег из республики Дагестан: )! Кюн ахшы болсун(ногайский)! Гелмизиниз (азербаджанский).
2. И конечно же, учителя чувашского языка и литературы Чувашской республики: Аван-и, ĕçтешсем!
1.Духовным сокровищем каждой нации является её язык, через него отражаются ее традиции, культура и самобытность, поэтому родная речь является предметом национальной гордости.
2. Слово для открытия предоставляется Председателю Правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, директору центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, члену комиссии по образованию и историческому просвещению Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Артеменко Ольге Ивановне.
1. Слово предоставляется ректору Чувашского республиканского института образования Министерства образования и молодежной политике Чувашской Республики, доктору филологических наук Юрию Николаевичу Исаеву.
2. Слово предоставляется председателю комитета по образованию Чувашского национального конгресса Геронтию Лукияновичу Никифорову.
Далее выступление ансамбля «Асамат» с песней на русском и чувашском языке.
1. Родной язык - народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
2.Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить!
1.Итак, творческая мастерская «Созвучие культур и языков» открыта!
2.Всем успешной работы!


Положение ВМК-2020

29 August 2018 г., 12:04
Положение о конкурсном отборе и критериях оценки участников Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе, русского, языка - 2020 (pdf   )

Информационное письмо ВМК-2019

23 August 2018 г., 15:38
Информационное письмо ВМК-2019 (pdf  )

Всероссийский мастер-класс 2018. Итоги

10 September 2012 г., 12:49
С 2007 года ежегодно в середине ноябре Центр национальных проблем образования (в настоящее время - Научно-исследовательский центр ФИРО РАНХиГС) проводит на конкурсной основе Всероссийский мастер- класс учителей родного, в том числе русского, языка (далее ВМК).

За 11 лет Всероссийский мастер - класс стал федеральной площадкой по обмену лучшими педагогическими инновациями, направленными в соответствии с целями общего образования на совершенствование содержания и методики преподавания языков народов России, способствующих сохранению межнационального согласия.

Целью мероприятия является содействие сохранению и развитию языкового и культурного многообразия народов Российской Федерации. Основную задачу мы видим в формировании у подрастающего поколения общероссийской гражданской идентичности на базе сформированного этнического сознания с преобладанием дидактического приема от общего к частному и к общему. ВМК призван способствовать формированию культуры межнационального общения, любви к языкам народов России и желания их изучать, а главное - содействовать повышению статуса учителя родного, в том числе русского языка, распространению инновационных образовательных технологий.

В рамках ВМК ежегодно проводится круглый стол по реализации государственной языковой образовательной политики с обсуждением проблем преподавания языков народов России.

В результате 11-летнего опыта проведения ВМК было опубликовано в четырех монографиях 289 лучших работ по преподаванию языков из числа языков народов России.

В 2018 году в заочном этапе приняли участие 791 человек из них 477 обучающихся и 314 учителей и воспитателей дошкольных образовательных организаций из 45 субъектов Российской Федерации. Данная статистика свидетельствует о том, что практически для половины субъектов Российской Федерации проблематика преподавания и изучения языков из числа языков народов России является актуальной. Из всех республик, за исключением Чеченской, Адыгейской, Карачаево-Черкесской, учителя демонстрировали свои разработки.

Всероссийский мастер-класс 2018 осуществлялся в двух направлениях:

- «Конкурс методических разработок учителей родных языков, включая русский», который проходил по пяти номинациям: «Учитель-новатор»; «Учитель-мастер»; «Учитель-дебютант». В специальных номинациях: «Учитель языков коренных малочисленных народов РФ», «Формирование интереса к родному языку обучающихся дошкольных образовательных организаций» награды присваивались за популяризацию педагогического опыта, за оригинальность методических решений, за высокое педагогическое мастерство.

- «Конкурс творчества учащихся на родных языках, включая русский», который проходил в двух возрастных категориях: 6 - 10 лет и 11 - 16 лет, выявлялись победители по каждой возрастной категории в трех номинациях: «Литературное творчество на родных языках, включая русский», «Чтение на языках народов России школьных программных произведений А.С. Пушкина», «Вокальное творчество на родных языках, включая русский».

Награждение победителей ВМК-2018 проходило на базе Комитета по науке, образованию, культуре Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В процедуре награждения принимали участие: член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валерий Петрович Марков, доктор социологических наук, профессор, советник Департамента культуры Правительства Российской Федерации Петрова Татьяна Эдуардовна, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Русецкая Маргарита Николаевна, Президент Фонда помощи талантливым детям «Возрождение и Надежда» Ирина Викторовна Богачева, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, председатель исполкома Ассамблеи народов России Абдуганиев Назиржон Насибжонович, руководитель Центра национальных проблем образования РАНХиГС при Президенте РФ Артеменко Ольга Ивановна и члены жюри Всероссийского мастер-класса.

Были награждены следующие учителя-участники мероприятия:

В номинации «За формирование интереса к родному языку» Цыбикжапова Эржена Борисовна, музыкальный руководитель «Центра развития ребенка - детского сада №13 «Радуга» Республики Бурятия.

В номинации «Учитель языков коренных малочисленных народов Российской Федерации» Степанова Мария Денисовна, учитель эвенского языка и культуры Кустурской средней школы им. И.Н. Слепцова».

В номинации «Учитель-мастер» диплом вручается Мерзляковой Надежде Николаевне, учителю удмуртского языка и литературы «Лудорвайской средней школы им. Героя Советского Союза А.М. Лушникова Удмуртской Республики.

В номинации «Учитель-новатор» диплом вручается победителю Ячменевой Марии Александровне, учителю начальных классов средней школы №38 г. Сыктывкара Республики Коми.

В номинации «Учитель-дебютант» диплом вручается учителю коми-пермяцкого языка Ёгвинской общеобразовательной школы, Кудымкарского района Пермского края Томилиной Людмиле Ильиничне.

III место - Михайлова Таиса Михайловна, воспитатель МДОУ "Богородский детский сад" Корткеросского района Республики Коми.

III место - Гаджиева Насибат Зайпуллаевна, учитель даргинского языка МКОУ «Краснопартизанская СОШ» Сергокалинского района Республики Дагестан.

II место - Закиева Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "СОШ №7 г. Йошкар-Олы" Республики Марий Эл.

I место - Ильясова Алина Фатыховна, учитель русского языка и литературы МОБУ «Башкирская гимназия-интернат № 3 г. Давлеканово» Давлекановского района Республики Башкортостан.

В номинации «Народное признание» победителем стала Гаджиева Насибат Зайпуллаевна, учитель даргинского языка МКОУ «Краснопартизанская СОШ» Сергокалинского района Республики Дагестан.

Обладателем Гран-При «Серебряное перо» стал Степанов Александр Марсович, учитель чувашского языка МАОУ «СОШ №40 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Чебоксары Чувашской Республики.

Всем остальным учителям-участникам очного этапа ВМК-2018 были вручены диломы победителя в направлении "Конкурс методических разработок учителей родного, в том числе русского, языка".

В конкурсе принимали участие и обучающиеся, которые заняли следующие места:

В номинации - «Литературное творчество на родных языках»:

II место - Свердруп Антоний Элиас, ученик 10 класса МАОУ «СОШ №39 с углубленным изучением английского языка» г. Казани Республики Татарстан.

I место - Хуснетдинова Диана Равилевна, ученица 9 класса МБОУ "Правдинская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов" Пушкинского района Московской области.

В номинации «Лучшее исполнение на родном языке стихотворения А.С. Пушкина»:

Дипломом победителя была награждена Зубарева Татьяна Григорьевна, ученица 10 класса ЧОУ «Лицей-интернат №6» г. Саратова Саратовской области.

III место - Яковлева Дарья Владимировна, ученица 8 класса МБОУ «СОШ №12» г. Новочебоксарска Чувашской Республики.

II место - Карманов Антон Дмитриевич, ученик МАОУ «СОШ №38» г. Сыктывкар Республики Коми.

I место - Ернеев Абдуллах Фатихович, ученик 1 класса МБОУ «СОШ с. Индерка» Сосновоборского района Пензенской области

В номинации «Вокальное творчество на родных языках»:

III место - Теппеева Миналдан Мухадиновна, ученица 9 класса МОУ «СОШ №1 им. А.Ж. Доттуева с.п. Кенделен» Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики.

II место - Шумилова Анна Ивановна, ученица 4 класса МБОУ "СОШ № 5" г. Можга Удмуртской Республики.

I место - Гончарова Валерия Георгиевна, ученица 8 класса МАОУ «СОШ № 2» ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.


21 December 2008 г., 23:51

2 October 2008 г., 15:46

О сайте

Артеменко О.И.
Артеменко О.И.

С чего начинается Родина

Педагогика – вещь тонкая. Именно она, как никакая другая сфера человеческого бытия, определяет будущее. Причем не только отдельного человека, но и страны в целом.