За 11 лет Всероссийский мастер - класс стал федеральной площадкой по обмену лучшими педагогическими инновациями, направленными в соответствии с целями общего образования на совершенствование содержания и методики преподавания языков народов России, способствующих сохранению межнационального согласия.
Целью мероприятия является содействие сохранению и развитию языкового и культурного многообразия народов Российской Федерации. Основную задачу мы видим в формировании у подрастающего поколения общероссийской гражданской идентичности на базе сформированного этнического сознания с преобладанием дидактического приема от общего к частному и к общему. ВМК призван способствовать формированию культуры межнационального общения, любви к языкам народов России и желания их изучать, а главное - содействовать повышению статуса учителя родного, в том числе русского языка, распространению инновационных образовательных технологий.
В рамках ВМК ежегодно проводится круглый стол по реализации государственной языковой образовательной политики с обсуждением проблем преподавания языков народов России.
В результате 11-летнего опыта проведения ВМК было опубликовано в четырех монографиях 289 лучших работ по преподаванию языков из числа языков народов России.
В 2018 году в заочном этапе приняли участие 791 человек из них 477 обучающихся и 314 учителей и воспитателей дошкольных образовательных организаций из 45 субъектов Российской Федерации. Данная статистика свидетельствует о том, что практически для половины субъектов Российской Федерации проблематика преподавания и изучения языков из числа языков народов России является актуальной. Из всех республик, за исключением Чеченской, Адыгейской, Карачаево-Черкесской, учителя демонстрировали свои разработки.
Всероссийский мастер-класс 2018 осуществлялся в двух направлениях:
- «Конкурс методических разработок учителей родных языков, включая русский», который проходил по пяти номинациям: «Учитель-новатор»; «Учитель-мастер»; «Учитель-дебютант». В специальных номинациях: «Учитель языков коренных малочисленных народов РФ», «Формирование интереса к родному языку обучающихся дошкольных образовательных организаций» награды присваивались за популяризацию педагогического опыта, за оригинальность методических решений, за высокое педагогическое мастерство.
- «Конкурс творчества учащихся на родных языках, включая русский», который проходил в двух возрастных категориях: 6 - 10 лет и 11 - 16 лет, выявлялись победители по каждой возрастной категории в трех номинациях: «Литературное творчество на родных языках, включая русский», «Чтение на языках народов России школьных программных произведений А.С. Пушкина», «Вокальное творчество на родных языках, включая русский».
Награждение победителей ВМК-2018 проходило на базе Комитета по науке, образованию, культуре Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
В процедуре награждения принимали участие: член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валерий Петрович Марков, доктор социологических наук, профессор, советник Департамента культуры Правительства Российской Федерации Петрова Татьяна Эдуардовна, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Русецкая Маргарита Николаевна, Президент Фонда помощи талантливым детям «Возрождение и Надежда» Ирина Викторовна Богачева, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, председатель исполкома Ассамблеи народов России Абдуганиев Назиржон Насибжонович, руководитель Центра национальных проблем образования РАНХиГС при Президенте РФ Артеменко Ольга Ивановна и члены жюри Всероссийского мастер-класса.
Были награждены следующие учителя-участники мероприятия:
В номинации «За формирование интереса к родному языку» Цыбикжапова Эржена Борисовна, музыкальный руководитель «Центра развития ребенка - детского сада №13 «Радуга» Республики Бурятия.
В номинации «Учитель языков коренных малочисленных народов Российской Федерации» Степанова Мария Денисовна, учитель эвенского языка и культуры Кустурской средней школы им. И.Н. Слепцова».
В номинации «Учитель-мастер» диплом вручается Мерзляковой Надежде Николаевне, учителю удмуртского языка и литературы «Лудорвайской средней школы им. Героя Советского Союза А.М. Лушникова Удмуртской Республики.
В номинации «Учитель-новатор» диплом вручается победителю Ячменевой Марии Александровне, учителю начальных классов средней школы №38 г. Сыктывкара Республики Коми.
В номинации «Учитель-дебютант» диплом вручается учителю коми-пермяцкого языка Ёгвинской общеобразовательной школы, Кудымкарского района Пермского края Томилиной Людмиле Ильиничне.
III место - Михайлова Таиса Михайловна, воспитатель МДОУ "Богородский детский сад" Корткеросского района Республики Коми.
III место - Гаджиева Насибат Зайпуллаевна, учитель даргинского языка МКОУ «Краснопартизанская СОШ» Сергокалинского района Республики Дагестан.
II место - Закиева Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "СОШ №7 г. Йошкар-Олы" Республики Марий Эл.
I место - Ильясова Алина Фатыховна, учитель русского языка и литературы МОБУ «Башкирская гимназия-интернат № 3 г. Давлеканово» Давлекановского района Республики Башкортостан.
В номинации «Народное признание» победителем стала Гаджиева Насибат Зайпуллаевна, учитель даргинского языка МКОУ «Краснопартизанская СОШ» Сергокалинского района Республики Дагестан.
Обладателем Гран-При «Серебряное перо» стал Степанов Александр Марсович, учитель чувашского языка МАОУ «СОШ №40 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Чебоксары Чувашской Республики.
Всем остальным учителям-участникам очного этапа ВМК-2018 были вручены диломы победителя в направлении "Конкурс методических разработок учителей родного, в том числе русского, языка".
В конкурсе принимали участие и обучающиеся, которые заняли следующие места:
В номинации - «Литературное творчество на родных языках»:
II место - Свердруп Антоний Элиас, ученик 10 класса МАОУ «СОШ №39 с углубленным изучением английского языка» г. Казани Республики Татарстан.
I место - Хуснетдинова Диана Равилевна, ученица 9 класса МБОУ "Правдинская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов" Пушкинского района Московской области.
В номинации «Лучшее исполнение на родном языке стихотворения А.С. Пушкина»:
Дипломом победителя была награждена Зубарева Татьяна Григорьевна, ученица 10 класса ЧОУ «Лицей-интернат №6» г. Саратова Саратовской области.
III место - Яковлева Дарья Владимировна, ученица 8 класса МБОУ «СОШ №12» г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
II место - Карманов Антон Дмитриевич, ученик МАОУ «СОШ №38» г. Сыктывкар Республики Коми.
I место - Ернеев Абдуллах Фатихович, ученик 1 класса МБОУ «СОШ с. Индерка» Сосновоборского района Пензенской области
В номинации «Вокальное творчество на родных языках»:
III место - Теппеева Миналдан Мухадиновна, ученица 9 класса МОУ «СОШ №1 им. А.Ж. Доттуева с.п. Кенделен» Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики.
II место - Шумилова Анна Ивановна, ученица 4 класса МБОУ "СОШ № 5" г. Можга Удмуртской Республики.
I место - Гончарова Валерия Георгиевна, ученица 8 класса МАОУ «СОШ № 2» ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.