Автономная некоммерческая организация
ФИРО
ИНПО
.

Институт национальных проблем образования

История института

6 March 2007 г., 23:56

  Институт национальных проблем образования  - с 1991 по 2005 гг. ФГНУ «Институт национальных проблем образования» (ИНПО), с 1948 по 1991 г. Научно-исследовательский институт национальных школ (НИИ НШ).

История института как самостоятельного научного учреждения берет начало с распоряжения Совета Министров РСФСР № 3177-Р от 31 декабря 1948 г., на основании которого приказом АПН РСФСР № 131 от 15 июня 1949 г. в рамках Академии создавался Научно-исследовательский институт национальных школ. Необходимость его создания непосредственно была продиктована насущными потребностями развития общеобразовательной школы в многонациональной Российской Федерации: завершавшийся переход на всеобщее основное 7-летнее образование остро ставил вопрос об эффективности обучения русскому языку учащихся национальных школ - учебных заведений, имеющих дело с разноэтничным, многоязычным, поликультурным и даже полицивилизационным составом учащихся. Эта проблема, в свою очередь, выступала частью более общей политической задачи - превращения русского языка в универсальный язык межнационального общения, в связи с чем школа должна была стать инструментом формирования прочного национально-русского двуязычия населения страны. Это была цель исторического значения.

Отсюда главными задачами НИИ НШ стали:

- исследования и разработки в области методик преподавания русского и родных языков, а также русской и родных литератур в интересах формирования национально-русского двуязычия;

- разработка теории и методики воспитания в условиях национальной школы;

- изучение и распространение передового опыта учителей национальных регионов РСФСР в этой области;

- разработка программ, учебных комплектов и методических рекомендаций для учителей национальной школы и др.

Для решения этих задач институт собрал в своих стенах известных ученых и методистов: Л.Р. Анисимову, Н.З. Бакееву, А.Ф. Бойцову, Н.К. Дмитриева, Г.П. Сердюченко, Ф.Ф. Советкина, Н.В. Талдина, С.С. Филиппова, В.М. Чистякова и других.

Одним из организаторов и первым руководителем института был Федор Фролович Советкин. В 1951 г. директором института назначается Ефим Иванович Кореневский, проработавший в этом качестве 7 лет. Затем директором около двух лет работал Иннокентий Васильевич Баранников. В 1960-1963 гг. директором был Виктор Васильевич Решетов. В 50-е - начале 60-х годов под их руководством в НИИ НШ велась большая работа по созданию программ, учебников, учебно-методических пособий по русскому и родным языкам.

В 1963 г. пост директора института занял Роман Кондратьевич Черников, который руководил коллективом свыше 20 лет. Именно в этот период НИИ НШ превратился в крупный научный центр, имевший также ряд филиалов в национальных регионах РСФСР (5 из 12 филиалов - Башкирский, Бурятский, Татарский, Чечено-Ингушский и Якутский - обладали полуавтономным статусом). Учреждение сети филиалов способствовало росту эффективности научно-педагогических разработок института не только в центре, но и на местах.

В 1968 г. НИИ НШ из Академии педагогических наук СССР переводится в Министерство просвещения РСФСР. С этой поры деятельность института была сосредоточена преимущественно на разработке проблематики национальной школы Российской Федерации.

В 60-80-е годы в развитие методической науки и начавшихся этнопедагогических разработок большой вклад на разных этапах внесли сотрудники московской и региональных структур института М.Х. Барагунов, В.Г. Бирюков, С.К. Бирюкова, П.П. Борисов, А.Ж. Будаев, К.И. Бузаров, Л.А. Варковицкая, А.П.Величук, Н.Н. Вербовая, Г.Н. Волков, М.К. Волков, Р.Б. Гарифьянова, А.Д. Гобеева, В.В. Горбунов, М.А. Гуриева, Х.З. Гяургиев, Г.А. Жданова, В.К. Журавлев, Т.М. Караваева, А.А. Кудря, А.А. Липаев, К.В. Мальцева, М.Н. Мангадаев, К.М. Нартов, Г.Н. Никольская, А.И. Осипова, Д.Д. Ошоров, М.В. Панов, В.Ш. Псянчин, Н.С. Русина, М.И. Сажина, З.Г. Сахипова, Л.П. Сергеев, А.Е. Смиренникова, Н.Н. Суразакова, Л.В. Тодоров, З.К. Тудвасева, В.Ф. Фарфоровский, Г.А. Фомичева, Р.З. Хайруллин, Н.М. Хасанов, К.З. Чокаев, А.Ш. Шабанов, О.С. Широков, Н.Б. Экба, А.К. Эржибов, Я.У. Эсхаджиев и др.

В 80-е гг. в НИИ национальных школ была разработана научная концепция интенсивного развития русской устной и письменной речи на коммуникативной основе, цель которой - привести содержание и методы обучения русскому языку в более полное соответствие с целями и задачами его изучения в национальной школе.

В 1985-1991 гг. институт возглавлял Рамазан Батырович Сабаткоев. Это время уже было отмечено новыми тенденциями как в социальном заказе институту, так и в развитии самих методических исследований и разработок.

Коренное изменение общественной ситуации с конца 80-х годов, активизация национальных процессов в стране, рост национального самосознания, потребность возрождения полноценной национальной школы с преподаванием на родном языке и введением национальной культуры в содержание образования выдвинули национальные проблемы образования в ряд актуальных задач школьной реформы в России. В этой связи потребовался поворот науки, обслуживающей национальную школу, в русло новых реалий и проблем, а для этого - поиск адекватных управленческих решений. В конце 80 - начале90-х годов Министерство трижды обращается к реорганизации института. Ее целью было радикальное расширение круга решаемых институтом научных задач, его научного профиля, изменения его структуры в интересах комплексного научного обеспечения всей сферы национальных проблем образования многонациональной РФ в новых общественных условиях.

В 1991 г. Министерство образования РФ преобразует НИИ национальных школ в Институт  национальных проблем образования (ИНПО). Его директором назначается Михаил Николаевич Кузьмин.

В сферу главных исследовательских задач института были включены:

- выработка рекомендаций языковой и национальной политики в сфере образования;

- разработка (с учетом конкретной языковой ситуации в регионах) проблем изучения государственного русского языка, родных языков с опорой на русский язык и русского языка с опорой на родной язык в интересах эффективного формирования национально-русского и русско-национального двуязычия;

- разработка содержания образования в национальной школе на принципе диалога культур с учетом сохранения баланса интересов разноуровневых субъектов образовательного пространства;

- разработка проблем формирования национального и общероссийского самосознания школьников средствами содержания гуманитарного образования федерального и национально-регионального уровней;

- разработка специфических проблем школ коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

- анализ проблем русской школы в странах ближнего зарубежья.

Годом раньше Министерство резко расширяет периферийную структуру института, организуя в национальных субъектах федерации еще 18 филиалов и лабораторий.

В результате расширения целей научной деятельности и организационной структуры институт радикально меняет свой характер и превращается в комплексный междисциплинарный исследовательский центр, осуществляющий как прикладные, так и практикоориентированные фундаментально-теоретические исследования по широкому кругу вопросов.

Ведущий принцип организации исследований института - охват национальной проблематики школы в ее целостности и комплексности, концептуальная основа исследований - понимание школы, реализующей этнокультурный региональный (национально-региональный) компонент на родном (нерусском), русском (неродном) языках обучения как школы диалога культур, представление об общем векторе этнокультурного развития народов России в рамках российской цивилизации, общая задача - построение гражданского общества в полиэтничной РФ, главная цель - сохранение единства образовательного, культурного и политического пространства Российской Федерации.

В 90-е годы для реализации этих задач были приглашены специалисты в области этнодемографии, этносоциологии, истории и теории культуры и по ряду других направлений: В.А. Владыкина, А.В. Голубев, Г.Г. Городилова, В.Т. Ермаков, М.Б. Ешич, Д.М. Насилов, Г.В. Перфилова, А.А. Сусоколов, М.Г. Тайчинов, Б.А. Филиппов, М.В. Черкезова, И.Г. Чистякова, А.М. Шахнарович и др.

Научно-организационную работу в эти годы активно вели Т.Ю. Красовицкая, Х.Х. Сукунов, О.И. Артеменко, Г.Е. Еремеев.

К существенным результатам деятельности обновленного института второй половины 90-х и до 2005 года следует отнести три документа государственного значения, подготовленные под научным руководством М.Н. Кузьмина:

- концепция «Национальная школа: цели и приоритеты содержания образования» (утверждена коллегией Министерства образования Российской Федерации в феврале 1995г.)

- «Концепция реформирования системы дошкольного, общего образования и подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера», подготовленная в 1998 г. совместно с НИИ высшего образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997г №1664, приказ Минобразования России и Госкомсевера России от 25 мая 1998г. №1331/29).

- «Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации» (одобрена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 г. №201) >>.

Ход школьной реформы начавшейся с 1992 года продемонстрировал неоднозначность результатов решения национальных проблем образования на принципах закона «Об образовании». Развитие дезинтегративных тенденций вызвало необходимость более активной и глубокой ориентации ИНПО на решении научных задач, связанных с консолидацией многонационального общества, с обеспечением единства образовательного, культурного и политического пространства РФ (проблемы единого воспитательного идеала на поликультурной основе, диалог культур в содержании образования, воспитание культуры межнационального общения и т.д.).

С этой целью в институт были приглашены специалисты в области этнопсихологии, этнополитики, теории культуры, проблем российской цивилизации, общей педагогики и др. (И.В. Кондаков, Н.М. Лебедева, Н.Р. Маликова, М.И. Мухин, Т.А. Цехмистренко). Кроме того, был подключен к новой проблематике ряд других сотрудников (О.И. Артеменко, А.В. Голубев, А.М. Мансурова, В.В. Степанов, И.Г. Яковенко).

Сокращение финансирования науки в РФ начавшееся с конца 1994 года, переход на проектный принцип финансирования, провоцируя отток кадров и сокращение сети филиалов, негативно сказались на работе института. Численность сотрудников института с 450 сократилась до 79 человек, а количество функционирующих филиалов с 36 до 3.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. № 347 «О создании федерального государственного учреждения "Федеральный институт развития образования"» ФГНУ «Институт национальных проблем образования» был реорганизован. В составе Федерального института развития образования создан Центр национальных проблем образования с сохранением проблематики Института и численностью 51 штатная единица научных сотрудников.

* * *

За время существования Института (1948-2005) разработаны сотни учебников и учебно-методических пособий, десятки программ для всех образовательных учреждений РФ, реализующих общеобразовательные программы с  этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом на русском (неродном), родном (нерусском) языках обучения. В его аспирантуре с 1949 года подготовлено около 800 специалистов высшей квалификации.

Коллектив института, являющийся продолжателем традиций ФГНУ ИНПО, стремится внести достойный вклад в научную разработку национальных проблем образования - проблем, столь значимых для устойчивого и динамичного развития нашей Родины - многонациональной Российской Федерации.


О сайте

Артеменко О.И.
Артеменко О.И.

С чего начинается Родина

Педагогика – вещь тонкая. Именно она, как никакая другая сфера человеческого бытия, определяет будущее. Причем не только отдельного человека, но и страны в целом.