2020
С оглавлением монографии "Русский язык в образовательной среде многоязычной России" и авторами можно ознакомиться по ссылке
Смотреть титульный лист и оглавление...
С оглавлением монографии и авторами можно ознакомиться по ссылке
2010
2008
2007
2006
2004
2003
2002
2001
2000
На данной странице представлены библиографические данные, аннотации и содержание сборников статей и монографий, выпущенных в Институте национальных проблем образования.
Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Межкультурная русско-цыганская коммуникация / Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: ИНПО, 2009.- 432 с., табл.
Издание подготовлено лабораторией культуры цыган (ромов) Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования и представляет собой первый российский опыт создания пособия, основанного на междисциплинарном подходе. Кроме языкового материала, представлен материал по этнической культуре и менталитету цыган. Материал пособия полезен для преподавателей цыганского языка, а также для филологов методистов, разрабатывающих программы по родным и русскому (неродному) языкам.
Монография представляет интерес для специалистов, занимающихся проблемами филологического образования детей на начальном этапе.
Всероссийский мастер-класс (из опыта работы участников Всероссийского конкурса учителей родных языков - 2007) / Сб. разработок уроков и других методических материалов по родным (нерусским) языкам - М.: ИНПО, 2008. - 200 с.; ил.
Сборник знакомит педагогическую общественность с опытом учителей из 28 субъектов РФ - участников Всероссийского конкурса, добившихся высоких результатов в обучении родным языкам. В сборник включены эссе учителей на актуальные педагогические темы, разработки уроков родного языка и внеклассных мероприятий.
Обучение родному (нерусскому) языку в условиях двуязычной образлвательной среды: I - IV классы / Сб. научн. - метод. материалов, посвященный 80 - летию д. пед. н., проф. Н.Б. Экбы. - М.: ИНПО, 2008. - 296 с.
Cборник научно-методических материалов состоит из трех разделов.
Первый раздел посвящен памяти д.п.н. проф. Н.Б. Экбы, внесшего ценный вклад в развитие методики преподавания русского и родного языков в национальных школах. Во втором разделе обосновывается необходимость выработки общего подхода к содержанию рабочих программ нового поколения, с учетом Федерального закона от 1 декабря 2007 года №309-ФЗ. Третий раздел содержит пакет проектов рабочих программ по родным языкам (I-IV класс) для общеобразовательных учреждений с обучением на русском (неродном) и родном (нерусском) языках. В программах реализуется принцип опоры на знания и умения, приобретенные при изучении русского языка.
Проблемы идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа. Лекторский В.А., Кузьмин М.Н., Артеменко О.И., Баграмов Э.А., Гараджа В.И. Под ред. М.Н. Кузьмина. - М.: ИНПО, 2008. - 176 с.
В монографии обсуждаются проблемы личной и коллективной идентичности в современном обществе, в контексте проходящих процессов социокультурной трансформации. Согласно замыслу авторов феномен идентичности анализируется с позиции разных наук - философии, истории, этнополитологии, религиоведения. Специально охарактеризована роль школы в этих процессах.
Примерные программы для начального общего образования в условиях двуязычной образовательной среды (язык и литературное чтение) / Сб. научно-методических, материалов. - М.: ИНПО, 2008. - 256с.
Сборник открывает Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 28.04.2008 № 03-848 "О Мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309 - ФЗ".
Артеменко О.И. Культура и образование коренных малочисленных народов Севера. - М.: ИНПО, 2007. - 192 с., табл., схем.
В монографии на основании обширного современного материала рассматриваются основные теории и концепции сохранения и развития культуры коренных малочисленных народов Севера, ее роль в совершенствовании образования на региональном уровне, возможность образовательного учреждения в удовлетворении этнокультурных образовательных потребностей детей, родители которых ведут кочевой или полукочевой образ жизни.
Русский язык: экспериментальное пособие для нефилологических специальностей вузов государств - участников СНГ. - М.: АНО "Институт национальных проблем образования", 2007. - 336 с., табл., схем., прил.
Подготовленное в рамках проекта экспериментальное пособие по русскому языку предназначено для студентов нефилологических специальностей вузов государств-источников СНГ.
Теория и практика образовательной политики в условиях модернизации полиэтничного общества/ Сб. статей, посвященный 75-летию чл.-корр. РАО М.Н. Кузьмина. В 2-х ч. - М.: ИНПО, 2006.
Сборник состоит из двух частей. Каждая часть представлена отдельной книгой.
В первую часть вошли работы члена-корреспондента РАО М.Н. Кузьмина, принадлежащие к серии исследований, в которых дается характеристика становления системы (и механизмов) социодинамики образования. Наиболее значимым звеном этой системы выступает всеобщая школа, выполняющая функцию социолизации новых поколений общества.
Во вторую часть сборника включены статьи, представленные для обсуждения на организованном М.Н. Кузьминым, В.И. Гараджой, В.А. Лекторским методологическом семинаре "Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме", состоявшемся 4 апреля 2005 года на базе ФГУ "Институт национальных проблем образования". (Содержание)
Сковородкина И.З., Артеменко О.И., Подшивалова Н.В. Образование на Севере: история, теория, практика. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Кузьмина. - М.: ИНПО, 2004. - 200 с.: табл., схем., ил.
Учебное пособие издается в качестве экспериментального для студентов педагогических вузов и колледжей, готовящих учителей общеобразовательных учреждений северных регионов, а также для работников системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Этнокультурные образовательные потребности народов России/ Материалы семинаров-совещаний (Москва, Элиста, Нерюнгри, 2003 г.). - М.:ИНПО, 2004.
В соответствии с Приказами Минобразования России от 25 мая 2003 года №2184 и от 25 июня 2003 года №2730 были проведены семинары-совещания в рамках направления, заявленного в Федеральной программе развития образования по удовлетворениюэтнокультурных образовательных потребностей народов, проживающих в Российской Федерации. Семинары проходили в городах Москве, Элисте, Нерюнгри. В данном сборнике представлены материалы этих семинаров-совещаний. (Содержание)
Национальное образование в России: концепции, взгляды, мнения. 1905 - 1938 гг. Сборник документов. / Отв. сост.: В.А. Владыкина. В 2-х ч. - М.: ИНПО, 2002.
Сборник включает документы , отразившие широкий спектр мнений государственных, политических, общественных, национальных деятелей по вопросам создания единой системы народного образования в России начала ХХ в. Предназначен для широкого круга специалистов, включая государственных, политических деятелей, организаторов народного образования, учителей, историков культуры и образования. (Содержание)
Образование на Севере: Роль национально-регионального компонента в сохранении единства образовательного пространства России, этнической идентичности и здоровья детей Севера. Материалы научно-практической конференции (Москва, 17 - 20 декабря 2001 г.). М.: ИНПО, 2002.
Представлены материалы научно-практической конференции, организованной в рамках Федеральной целевой программы "Дети Севера". В ее работе приняли участие представители органов управления образованием, учителя и методисты, авторы учебно-методических разработок, представители издательств, центральных и региональных средств массовой информации. На конференции определены основные направления по развитию школ с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом на Севере, по сохранению родных языков и совершенствованию здоровьесберегающих образовательных технологий. (Содержание)
Языки семьи и школы/ Под ред. С. Кроона, Г.В. Хруслова. - М.: ИНПО, 2001.
Представлены сведения о системах образования и даны результаты обследования языковой ситуации в семьях и школах республик Алтай, Башкортостан и города Москвы. Материалы предназначены для работников органов управления образованием, учителей, научных работников, аспирантов, занимающихся вопросами языковой и образовательной политики. (Содержание)
Аниканов М.В., Степанов В.В., Сусоколов А.А. Титульные этносы Российской Федерации: Аналитический справочник. М: ИНПО, 1999.
Задача справочного издания состоит в том, чтобы дать компактную и достаточно полную информацию по истории, расселению, культуре титульных народов России, их экономическому, социальному и демографическому развитию. Справочник адресован учителям истории и обществознания средних школ, преподавателям политологии, социологии и этносоциологии вузов, руководителям органов управления образованием, всем, интересующимся проблемами этнологии и истории России. (Содержание)
Роль национально-регионального компонента в сохранении единства образовательного пространства России, этнической идентичности и здоровья детей Севера. Материалы научно-практической конференции (Москва, 17 - 20 декабря 2001 г.). М.: ИНПО, 2002.
Представлены материалы научно-практической конференции, организованной в рамках Федеральной целевой программы "Дети Севера". В ее работе приняли участие представители органов управления образованием, учителя и методисты, авторы учебно-методических разработок, представители издательств, центральных и региональных средств массовой информации. На конференции определены основные направления по развитию школ с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом на Севере, по сохранению родных языков и совершенствованию здоровьесберегающих образовательных технологий.