Автономная некоммерческая организация
ФИРО
ИНПО
.

Институт национальных проблем образования

Руководители

20 May 2009 г., 20:46

 

 

KuzminМихаил Николаевич Кузьмин,   советник Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» по национальным проблемам образования. Член-корреспондент Российской академии образования. Председатель научного совета по национальным проблемам образования Отделения образования и культуры Российской академии образования.

Родился 29 сентября 1931 г. в г. Москве.

Историк по образованию – в 1954 г. окончил исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова – работал учителем истории в г. Полоцк Белорусской ССР. В 1958 г. закончил аспирантуру при Институте славяноведения Академии наук СССР и по 1991г. работал в качестве научного сотрудника, зав.лабораторией, зав.сектором, зав.отделом в академических институтах: в Институте общей педагогики Академии педагогических наук СССР и в Институте славяноведения и балканистики Академии наук СССР.

Сфера его научных интересов: история, методология и теория педагогики, национальные проблемы образовательной политики, историческая антропология.

Научно-творческая деятельность М.Н. Кузьмина отмечена:

премией К.Д. Ушинского Президиума Академии педагогических наук СССР за книгу "Школа и образование в Чехословакии" (М, Наука, 1971),

медалью Я.А. Коменского Правительства Чехословакии за цикл работ, посвященных научному наследию Я.А. Коменского,

медалью Йозефа Главки Президиума Чехословацкой академии наук за вклад в российско-чехословацкое научное сотрудничество.

С 1991 по 2005 гг. М.Н. Кузьмин возглавляет Федеральное государственное учреждение "Институт национальных проблем образования" Министерства образования Российской Федерации.

Под руководством и с непосредственным участием М.Н. Кузьмина была осуществлена разработка документов государственного значения:

Концепция "Национальная школа: цели и приоритеты содержания образования", рассмотрена и одобрена коллегией Министерства образования Российской Федерации 9 февраля 1995 г.,

"Концепция реформирования системы дошкольного, общего образования и подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера", разработана на основании плана мероприятий по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. 1664 и приказа Минобразования России и Госкомсевера России от 25 мая 1998 г. № 1331/29,

"Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации", рассмотрена и одобрена коллегией Минобрнауки России 1 декабря 2004 г., утверждена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. №201. >>

Является финалистом конкурса "Антибукер" 2000 г. по номинации "Другая проза" за книгу воспоминаний о своем отце - народном художнике России, члене-корреспонденте Академии художеств СССР Кузьмине Николае Васильевиче (1890 - 1987гг.) - "Во сне я видел Пушкина..." А.С. Пушкин в рисунках и эссе Н.В.Кузьмина" (М, 1999).   


наверх

ArtemenkoОльга Ивановна Артеменко, руководитель института, кандидат биологических наук,  доцент

Артеменко Ольга Ивановна, родилась 6 сентября 1952 года.

В 1976 году окончила биологический факультет Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской, работала учителем биологии в московской школе.  В 1980 г. и 1985 г.  проходила  стажировку в  МГУ им. М.В. Ломоносова на кафедре высшей нервной деятельности.

В 1989 году закончила аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию по возрастной психофизиологии в Институте физиологии и гигиены детей и подростков Академии педагогических наук СССР. С 1990 по 2005 г.г. работала: доцентом в вузах г. Москвы, заместителем директора по научной работе в Институте возрастной физиологии Российской академии образования и в Институте национальных проблем образования Министерства образования Российской Федерации. 

Сфера её научных интересов: психофизиология детей коренных малочисленных народов Севера, национальная образовательная политика.

Имеет более 150 научных публикаций.

Является соавтором «Концепции реформирования системы дошкольного, общего образования и подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера» (М.: ИНПО, - 2001. С. 80), разработанной в соответствии с планом мероприятий по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997г. № 1664. Автор статьи «Народное образование», вошедшей в издание «Северная энциклопедия» (М.: Европейские издания, 2004. - С. 605-607).

Основные работы по проблемам образования в общеобразовательных учреждениях Крайнего Севера:

  1. Комплексная педагогическая и психолого-гигиеническая оценка качества знаний и состояния здоровья учащихся I и X классов школ северных регионов Российской Федерации. Методические рекомендации для проведения мониторинга хода и результатов эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. М.: ИНПО, 2001. - 132 с.
  2. Сохранение здоровья и повышение качества образования в общеобразовательных учреждениях северных регионов России. М.: ИНПО, 2002. - 216 с.
  3. Образование на Севере: история, теория, практика. М.: ИНПО, 2004.- 202 с.
  4. Культура и образование коренных малочисленных народов Севера. М.: ИНПО, 2007. - 192 с.
  5. Русский язык. Литература. История: программы элективных курсов общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2009. - 317 с. - Элективные курсы.

Основные работы по национальной образовательной политике:

  1. Человек гражданского общества как цель образования в условиях полиэтничного российского социума. Ж. «Вопросы философии», № 6, 2006 г. - 40-52 с. (В соавт. с М.Н.Кузьминым).
  2. Полиэтничность России: Государственная образовательная и языковая политика. Тематическое приложение к журнале «Вестник образования» № 2, изд. «Просвещение», 2008, с. 4-54.
  3. Россия: формирование человека гражданского общества с полиэтничном социуме (истрико-социо-культурный аспект). Раздел II кол.монографии «Проблема идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа. М.: ИНПО, 2008. - 176 с. (В соавт. С М.Н.Кузьминым).

Автор серии учебников русского языка для начальной школы с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для использования в образовательном процессе школ для народов тюркской языковой группы.

Награждена знаками отличия в сфере образования и науки: «Отличник народного образования» - 1993г., медаль «К.Д. Ушинского» - 1998г., «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» - 2002г.  

С 1995 года заместитель Председателя научного совета по национальным проблемам образования Отделения образования и культуры Российской академии образования. С 2002г. доцент кафедры психофизиологии факультета психологии Государственного университета «Высшая школа экономики».

С 2005 года по настоящее время ведущий эксперт Национального (экспертного) Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, член рабочей группы общественного движения «Образование для всех».


наверх


О сайте

Артеменко О.И.
Артеменко О.И.

С чего начинается Родина

Педагогика – вещь тонкая. Именно она, как никакая другая сфера человеческого бытия, определяет будущее. Причем не только отдельного человека, но и страны в целом.