Автономная некоммерческая организация
ФИРО
ИНПО
.

Институт национальных проблем образования

Словарь терминов, используемых в нормативных правовых актах в сфере образования

27 June 2007 г., 18:00


В данном разделе приводятся определения терминов, используемых в нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ в области образовательной, этнической  и языковой политики. Трактовка лишь немногих понятий является общепринятой, относительно других в научной среде не умолкают споры. Тем не менее все они прочно вошли как в тексты юридических документов, так и в лексикон работников федеральных и региональных министерств и ведомств, что делает особо актуальным конкретизацию используемого терминологического аппарата. Для каждого термина указывается источник, в котором дано его определение:

КНОП - Концепция национальной образовательной политики РФ 

 

Нация (термин многозначен), КНОП:

а) согражданство, консолидированная совокупность граждан одного государства, обладающая - при сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия - общностью языка, общностью культуры с присущей ей самостоятельной системой ценностей, общностью самосознания, включающего в себя чувство общей исторической судьбы, сознание своей самостоятельной субъектности в геополитическом пространстве нового времени. Для размежевания с другими значениями этого термина употребляется также в виде формулы «гражданская» или «политическая» нация;

б) в отечественной научной традиции - связанная с этапом становления буржуазного общества ступень в историческом развитии этноса как этнической общности, складывающейся и воспроизводящей себя на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада, этнического (национального) самосознания.

Этнос (народ, этническая общность), КНОП - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общей культурой с присущими ей образной и ценностной системами, общностью языка» психологического склада, этническим самосознанием и этнонимом. В самосознание общности входят представления об общем историческом происхождении и исторической судьбе, чувство общности, солидарности в понимании коллективного прошлого, настоящего и будущего.

Этнонациовальный, КНОП - термин, возникший в современной отечественной научной среде с целью выхода из терминологического тупика, вызванного возникшей двоякой семантикой понятия «национальный». Раскрывается как национальный в его прежнем значении, т.е. относящийся к народу, этносу.

Многонациональный народ (Российской Федерации), КНОП - используемый Конституцией Российской Федерации (преамбула, статья 3) термин, характеризующий полиэтничность состава народа Российской Федерации.

Этническое самосознание, КНОП - одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической общности (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях.

Бикультурность, КНОП - состояние одновременного и полноценного владения двумя культурами. Возникает в социокультурном, образовательном пространстве России как результат взаимодействия родной и неродной культур (русской и культуры другого этноса), может включать в себя двуязычие (билингвизм).

Двуязычие (билингвизм), КНОП - применительно к национальной образовательной политике Российской Федерации - национально-русское, русско-национальное. Рассматривается как умение использовать два языка (русский и нерусский) на индивидуальном и групповом уровнях. Официальное двуязычие предполагает государственную поддержку функционирования двух языков в государственной и общественной сферах, в том числе в образовании в качестве языков обучения и изучения. Методически формирование двуязычия в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, предполагает взаимодействие двух языков: национально-русское двуязычие - изучение русского языка с опорой на родной (нерусский), русско-национальное - изучение нерусского языка с опорой на русский.

            Региональный (национально-региональный) компонент - компонент государственного образовательного стандарта, находящийся в компетенции субъекта Российской Федерации в области образования. Hегиональный (национально-региональный) компонент, реализующий принцип защиты и развития национальных культур и региональных культурных традиций, рассматривается как этнокультурный региональный (национально-региональный) компонент.
О сайте

Артеменко О.И.
Артеменко О.И.

С чего начинается Родина

Педагогика – вещь тонкая. Именно она, как никакая другая сфера человеческого бытия, определяет будущее. Причем не только отдельного человека, но и страны в целом.